Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КУЛЬТУРКАМПФ
39, С. 293-296 опубликовано: 28 февраля 2020г.


КУЛЬТУРКАМПФ

[нем. Kulturkampf - борьба за культуру], направление внутренней политики в Германской империи в 1871-1878 гг. с целью реформировать отношения между гос-вом и католич. Церковью, вслед. чего возник конфликт между герм. гос-вом и нем. католиками. Политика К. приняла форму противостояния Германской империи при рейхсканцлере О. фон Бисмарке (1871-1890) и Римско-католической Церкви при папе Римском Пии IX (1846-1878). Официально К. объявили завершенной в 1887 г.

Термин «Культуркампф» впервые встречается в опубликованной в мае 1840 г. анонимной рецензии на сочинение радикала Л. Снелля «Значение борьбы либеральной католической Швейцарии с Римской курией» (Snell L. Die Bedeutung des Kämpfes der liberalen katholischen Schweiz mit der römischen Kurie. Solothurn, 1839) для обозначения конфликта между либеральными швейцар. католиками и Папским престолом. В широкое употребление термин был введен одним из главных оппонентов О. фон Бисмарка Р. Вирховым: выступая 17 янв. 1873 г. в прусской палате депутатов, он обозначил этим термином проводимую Пруссией политику отделения культуры от влияния католич. Церкви. В подготовленном Вирховым предвыборном обращении Германской прогрессистской партии (23 марта 1873) он повторил этот термин, к-рый впосл. иронически высмеивался католич. прессой, а в либеральных газетах и журналах, напротив, защищался.

Гос. политика К. подразумевала проведение либеральных преобразований, отделение Церкви от гос-ва и учреждение регистрируемого гос-вом гражданского брака. Этому противились сторонники консервативных и религ., прежде всего католических, сил. Они выступали за сохранение влияния Церкви на нем. общество и гос. политику. К. затронул и протестант. Церкви в Германии, хотя они не находились в центре противостояния и даже не определяли своих позиций в этом конфликте. Ослабление влияния католич. Церкви в Германии было в интересах герм. протестантов, но жесткие меры Бисмарка в отношении католич. духовенства не раз критиковались представителями протестант. Церквей. В политическом смысле это противостояние свелось в Германии к борьбе представителей католич. меньшинства в парламенте, прежде всего католич. партии Центра, за влияние на внутреннее развитие гос-ва.

Предпосылки К.

В результате победы во франко-прусской войне и преобразования Северо-Германского союза в Германскую империю (1871) в новом гос-ве доминирующую роль стала играть протестант. Пруссия, а из 21 правящей династии в герм. гос-вах католическими были лишь Виттельсбахи (королевство Бавария) и Веттины (королевство Саксония). Вместе с тем католики составляли более трети населения Германской империи. В герм. гос-вах по большей части негативно воспринималась позиция папы Римского Пия IX относительно взаимоотношений Церкви и гос-ва (в т. ч. осуждение либеральных принципов свободы совести и религ. терпимости гос-ва, выраженное в энциклике «Quanta Cura» и в приложении «Syllabus errorum»), а также провозглашение в 1870 г. на Ватиканском I Соборе догмата о папской безошибочности, к-рый рассматривался либералами как нарушение свободы совести и мнения. Критике подвергалась внешняя политика Папского престола, особенно - жесткое противостояние папы Пия IX и итал. кор. Виктора Эммануила II после захвата Рима итал. войсками и упразднения Папской области в результате объединения Италии (Рисорджименто).

В окт. 1870 г. в г. Зост группа католич. политиков Германии провозгласила политическую программу, целью к-рой была консолидация политических сил для защиты интересов католич. населения герм. гос-ва. 13 дек. в Прусском парламенте была восстановлена католическая партия Центра (Deutsche Zentrumspartei); в 1852-1867 гг. она была представлена в парламенте в качестве католич. фракции между консерваторами и либералами, что давало возможность привлекать депутатов-некатоликов. Основными требованиями партии Центра стали защита автономии и прав католич. Церкви, интересов герм. национальных меньшинств (поляков, эльзасцев и ганноверцев), создание и поддержка церковноприходских школ, противодействие введению светских браков. Нем. католики часто рассматривали государственно-церковные отношения с позиций ультрамонтанства - идейного течения в Римско-католической Церкви, постулировавшего строгое подчинение национальных католич. Церквей Римскому епископу, к-рый воспринимался как носитель верховной власти над светскими государями Европы.

В 1867 г. в Северо-Германском союзе, а затем в 1871 г. в Германской империи были введены выборы на основе всеобщего (для мужчин, достигших 25 лет и не являющихся военнослужащими) и прямого тайного голосования. Расширение электората привело к усилению политического представительства католиков. На состоявшихся в 1871 г. выборах в рейхстаг Германской империи партия Центра завоевала 63 из 382 депутатских мест. С партией Центра сотрудничали региональные католич. партии (Баварская патриотическая партия, Католическая народная партия Бадена). Поддержка политических требований жителей национальных окраин империи, особенно южногерм. (Бавария, Баден) и польск. (Познань) земель, Эльзаса и Лотарингии, со стороны партии Центра противоречила внутриполитическому курсу Бисмарка, направленному на дальнейшую централизацию и укрепление единства Германской империи.

Политика К.

Канцлер О. фон Бисмарк. Фотография. 1880 г.
Канцлер О. фон Бисмарк. Фотография. 1880 г.

Канцлер О. фон Бисмарк. Фотография. 1880 г.
Стремление Бисмарка ослабить и ограничить влияние католиков в политической и культурной жизни Германии было воплощено в ряде распоряжений и законов, направленных против католич. Церкви. Действие нек-рых из них распространялось на всю территорию Германской империи, другие вводились непосредственно в Прусском королевстве. Ограничение влияния католич. Церкви в Пруссии шло более последовательно и широкомасштабно, чем на общеимперском уровне. Наступление на ультрамонтанов началось именно в Пруссии, где 8 июля 1871 г. в королевском Министерстве просвещения и исповеданий был упразднен самостоятельный департамент по делам католиков, преобразованный в отделение при департаменте по делам протестантов.

10 дек. 1871 г. имперским законом о внесении поправок в Уголовное уложение был введен Кафедральный параграф (Kanzelparagraph; от нем. Kanzel - церковная кафедра), согласно к-рому духовенство всех конфессий в Германии лишалось права высказываться на политические темы. Такое «злоупотребление кафедрой» (Kanzelmissbrauch) считалось нарушением §130a Уголовного уложения Германской империи: обсуждение священником или иным служителем религии гос. дел во время проповеди подлежало уголовному наказанию в виде заключения в тюрьму или крепость сроком до 2 лет. 26 февр. 1875 г. этот параграф был дополнен нормой, устанавливавшей наказание за распространение печатной продукции, содержавшей критику гос. политики.

22 янв. 1872 г. главой прусского Министерства просвещения и исповеданий был назначен А. Фальк. Умеренный либерал, сторонник сильной гос. власти, объединения Германии и германизации ненемецких элементов страны, противник политических притязаний католич. Церкви, он стал одним из последовательных исполнителей политики К. 11 марта 1872 г. Фальк провел закон о гос. контроле над школами (Schulaufsichtsgesetz): церковные школьные инспекции в Прусском королевстве были упразднены, а школы переходили под гос. надзор. В июне того же года из всех гос. школ были уволены учителя религии, как католики, так и протестанты. 4 июля того же года имперским рейхстагом был принят т. н. Иезуитский закон (Jesuitengesetz), запрещавший деятельность Об-ва Иисуса на территории Германской империи, а также дававший правительству империи право налагать запрет на пребывание отдельных иезуитов на территории гос-ва и высылать за пределы Германской империи иезуитов-иностранцев. Нек-рые политики, представлявшие Германскую прогрессистскую партию и Национал-либеральную партию, выступили против этого закона, считая его грубым нарушением основных прав человека и явной дискриминацией отдельных групп населения. Однако подавляющее большинство национал-либералов и прогрессистов проголосовало за принятие закона, особенно после ставших известными слов Бисмарка: «Мы не пойдем в Каноссу - ни телом, ни душой». В дек. 1872 г. дипломатические отношения между Германской империей и Папским престолом были разорваны.

Политика К. нашла последовательное воплощение в направленных против католич. Церкви т. н. Майских законах, к-рые были приняты в мае 1873, 1874 и 1875 гг. ландтагом Пруссии и рейхстагом Германской империи. Закон от 11 мая 1873 г. обязывал каждого служителя Церкви иметь оконченное школьное и университетское образование со сдачей гос. экзамена. Объявление о назначении на церковную должность переходило к полномочиям оберпрезидента, к-рого надлежало обязательно извещать о состоявшемся назначении (Anzeigepflicht), при этом оберпрезидент мог опротестовать назначение в случае, если имелись факты, доказывающие противодействие кандидата на должность гос. законам или предписаниям начальства, а также его участие в акциях, подрывавших общественное спокойствие (право протеста - Einspruchsrecht). Закон от 12 мая 1873 г. учреждал в Берлине суд по церковным делам. Несогласные с нововведениями епископы могли быть лишены кафедр. Новым законам было подчинено католич. и протестант. духовенство, однако активную борьбу с нововведениями вели преимущественно католич. священники. В небольшом вестфальском г. Кевелар в окт. 1873 г. Майнцский еп. Вильгельм Эммануэль фон Кеттелер в присутствии 25 тыс. чел. осудил гос. политику вмешательства в церковные дела. Поскольку обсуждение гос. дел, согласно Кафедральному параграфу, было запрещено, епископ был схвачен и осужден на 2 года заключения в крепости, что вызвало народные протесты. Имперским законом от 4 мая 1874 г. (закон об экспатриации - Expatriierungsgesetz) в целях предотвращения некомпетентного исполнения консисториями своих обязанностей в отношении непослушных священников разрешалось использовать ограничение права проживания вплоть до высылки из страны. Принятый прусским ландтагом 31 мая 1875 г. т. н. антимонашеский закон запрещал на территории Прусского королевства деятельность всех монашеских орденов и конгрегаций, за исключением тех из них, основная деятельность к-рых была посвящена уходу за больными; учреждение новых отделений орденов и вступление в ордены новых членов запрещались.

Канцлер О. фон Бисмарк и папа Римский Пий IX. Гравюра из еженедельника «Kladderadafsch». 1875 г.
Канцлер О. фон Бисмарк и папа Римский Пий IX. Гравюра из еженедельника «Kladderadafsch». 1875 г.

Канцлер О. фон Бисмарк и папа Римский Пий IX. Гравюра из еженедельника «Kladderadafsch». 1875 г.

В 1874 г. в Прусском королевстве был принят закон о гражданском браке, согласно к-рому действительным признавался лишь брак, зарегистрированный гос. чиновниками, а венчание разрешалось лишь после гражданского заключения брака. 6 февр. 1875 г. нормы прусского брачного закона были распространены на всю Германскую империю после принятия рейхстагом Закона «О документальном подтверждении гражданского состояния и заключения брака», которым с 1 янв. 1876 г. вводился обязательный гражданский брак во всей Германии с его регистрацией в органах местного самоуправления, а не в религ. общинах.

Несмотря на протесты Папского престола, Бисмарк выступил за принятый 22 апр. 1875 г. Закон «О хлебной корзине» (Brotkorbgesetz), запрещавший выделение для Римско-католической Церкви помощи из гос. средств; гос. субсидирование приходов возобновлялось после письменного признания законов К. католич. епископами или священниками, однако на признание согласились лишь 24 из 4 тыс. нем. католич. клириков. Законом от 18 июня 1875 г. отменялись статьи 15, 16, 18 Конституции Пруссии, к-рые со времен кор. Фридриха Вильгельма IV (1840-1861) предоставляли клирикам широкую свободу передвижения в гос-ве. 20 июня 1875 г. был принят закон об управлении имуществом католич. церковных общин, передававший часть функций в этом вопросе муниципальным властям, после чего последовало закрытие епископских средних и специальных учебных заведений, продолжилось закрытие отделений монашеских орденов и конгрегаций.

К сер. 1875 г., когда противостояние с католич. Церковью в рамках политики К. достигло апогея, был наложен арест на церковное имущество общей стоимостью ок. 16 млн золотых марок, в тюрьмах находилось более 1800 католич. священников, в т. ч. Гнезненский архиеп. Мечислав Халька Ледуховский и Трирский еп. Маттиас Эберхард, приговоренный к 9 месяцам заключения и штрафу в 130 тыс. золотых марок. К этому времени суду были преданы 250 священнослужителей, 230 из 731 приходов Трирского еп-ства были вакантными.

Законы К. достигли обратного результата в политической жизни империи. После выборов 1874 г. католич. партия Центра увеличила представительство в рейхстаге с 63 депутатов и 724 тыс. голосов (1871) до 91 депутата и 1445 тыс. голосов (1874). В союзе с др. партиями она образовывала в парламенте сильную оппозиционную коалицию. Недовольство политикой К. стали выражать сторонники Бисмарка из протестант. Консервативной партии, к-рые критиковали введение обязательного гражданского брака и гос. надзора за школами, а также либералы, видевшие в законах К. нарушение основных прав личности. Бисмарк так оценивал создавшуюся ситуацию: «В рейхстаге правительственной политике, лишенной поддержки консерваторов, противостояло скрепленное общей враждой большинство из демократов всех оттенков в союзе с поляками, вельфами, франкофилами и ультрамонтанами. Консолидация нашего молодого имперского единства тем самым задерживалась, а с затягиванием или обострением этого положения подвергалась опасности».

После смерти папы Пия IX (7 февр. 1878) и избрания папы Римского Льва XIII отношения Папского престола и Германской империи стали улучшаться; папа и имп. Вильгельм I обменялись посланиями. Бисмарк согласился пойти на компромисс, чтобы добиться парламентского большинства при принятии 19 окт. 1878 г. Закона «Против вредных и опасных стремлений социал-демократии» (Gesetz gegen die gemeingefährlichen Bestrebungen der Sozialdemokratie - т. н. Исключительный закон против социалистов).

В 1879 г. Бисмарк отправил в отставку министра Фалька, вместо него был назначен Р. В. фон Путткамер, а в 1881 г.- Г. фон Госслер, которые проводили политику сглаживания конфликта с католической Церковью. В 1882 г. были восстановлены дипломатические отношения между Германской империей и Папским престолом. В 1886-1887 гг. благодаря принятию т. н. мирных законов (Friedensgesetze) большая часть Майских законов была отменена или значительно смягчена. Тем не менее Бисмарк считал необходимым «отмену конституционных статей, наличие средств борьбы против полонизма и прежде всего господство государства над школой». Эти законы сохранялись в силе. 23 мая 1887 г. папа Лев XIII официально объявил завершенной «борьбу, которая повредила Церкви и не принесла пользу государству». В 1891 г. католической Церкви были выданы 16 млн марок гос. субсидий, накопившиеся с 1875 г.

Политика К. стала характерным для своего времени явлением, определив характер внутриполитического развития этого гос-ва в первые годы его существования. Несмотря на объявление об окончании К. в 1887 г., Церковь была отделена от гос-ва вплоть до падения Германской империи в 1918 г. Партия Центра играла незначительную роль во внутриполитической жизни империи. Иезуитский закон был отменен в 1917 г., а ряд норм К. о государственно-церковных отношениях сохранялись до вступления в силу Веймарской конституции (1919); при этом Кафедральный параграф оставался в силе до 1953 (отменен в ФРГ) и 1968 г. (отменен в ГДР). Необходимость предварительного заключения гражданского брака перед церковным отменена в Германии лишь с 1 янв. 2009 г., однако вслед. многочисленных гражданско-правовых норм, регулирующих семейные отношения, католич. Церковь не настаивает на определении венчания как единственной законной формы брака. Гос. контроль школьного образования сохраняется в Германии до наст. времени.

Ист.: Bismarck O., von. Die gesammelten Werke. B., 1935. Bd. 6c; 1925. Bd. 8; 1926. Bd. 9; 1930. Bd. 11-12; он же (Бисмарк). Воспоминания, мемуары. М.; Минск, 2002. 2 т.
Лит.: Franz-Willing G. Kulturkampf: Staat und katholische Kirche in Mitteleuropa. Münch., 1954; Gall L. Bismarck: Der weisse Revolutionär. Fr./M., 1980; Engelberg E. Bismarck: Das Reich in der Mitte Europas. B., 1990; Оболенская С. В. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в кон. 70-х гг. XIX в. М., 1992; Pflanze O. Bismarck. Münch., 1997-1998. 2 Bde; Kulturkampf in Europa im 19. Jh. / Hrsg. Ch. Clark, W. Kaiser. Lpz., 2003; Borutta M. Antikatholizismus: Deutschland und Italien im Zeitalter der europäischen Kulturkämpfe. Gött., 2011.
В. С. Дударев
Ключевые слова:
Германия. История Культуркампф, направление внутренней политики в Германской империи в 1871-1878 гг. с целью реформировать отношения между государством и католической Церковью
См.также:
АХЕН самый зап. город в Германии
БАРМЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1934 г., принятая синодом Исповеднической Церкви в Германии
ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ договор, заключенный 23 сент. 1122 г. в г. Вормс (Германия) между герм. имп. Генрихом V и герм. князьями, с одной стороны, и легатами папы Римского Каллиста II - с другой
ГАМБУРГ город на севере Германии